единый телефонный номер справочной службы «одно окно» – 142

Адрес: 222310, г. Молодечно, ул. Виленская, 6.

Телефон приемной +375 (17) 677-16-63
                                     molrik@molodechno.gov.by

Вопросы-ответы

Пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием ребенка в возрасте до 3 лет

Вопрос. С какого дня положено пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет на старшего ребенка – со дня рождения младшего или после оплаты больничного листа по беременности и родам?

Ответ. Пособие на старшего ребенка предусмотрено на период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, но не позднее дня исполнения старшему ребенку 18 лет.

Решение о его назначении принимается не ранее дня принятия решения о назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Однако выплачивается пособие на старшего ребенка за период со дня рождения младшего.

Размер этого пособия – 50% БПМ. Назначается оно одно на семью независимо от количества детей старше 3 лет.

Вопрос. В семье воспитываются двое детей, старшему ребенку 15 декабря исполняется 18 лет, младшему еще 2 года. Будет ли пересматриваться размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

Ответ. При определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитываются дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы.

В случае изменения количества детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, до достижения младшим ребенком возраста 3 лет, размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет подлежит пересмотру.

В такой ситуации размер пособия на младшего ребенка пересматривается с первого числа месяца, следующего за днем исполнения старшему ребенку возраста 18 лет. То есть с 1 января он составит 35 процентов среднемесячной заработной платы.

Вопрос. Если лицо, находившееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, выходит на работу до достижения ребенком указанного возраста, сохраняется ли право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и в каком размере в случае выхода на работу: на условиях неполного рабочего времени (не более 0,5 ставки); на условиях полного рабочего времени?

Ответ. Если в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет находятся мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье или опекун ребенка, то в случае их выхода на работу право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за ними сохраняетсяПри этом пособие выплачивается в следующих размерах:

в полном размере – при выходе на работу на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени и отсутствия иных видов занятости, указанных в пункте 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Закон № 7-З);

в размере 50% от установленного законодательством размера – при выходе на работу на условиях более половины месячной нормы рабочего времени.

Если в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет находятся работающие отец или другой родственник, член семьи ребенка(в связи с тем, что мать ребенка вышла на работу (службу), учебу, проходит подготовку в клинической ординатуре или является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма),то в случае их выхода на работу право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за ними:

сохраняется – если не прерывается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, т.е. при выходе на работу по совместительству (по основному или другому месту работы) на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет при отсутствии у них иных видов занятости, указанных в пункте 3 статьи 13 Закона № 7-З, выплачивается в полном размере;

не сохраняется – если прерывается отпуск им по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, т.е. при выходе на основное место работы по своей профессии, должности (в том числе на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени). Выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет прекращается с первого числа следующего месяца.

Вопрос. В семье родился второй ребенок. Старшему ребенку 19 лет и он проживает отдельно. В каком размере выплачиваются пособия на младшего ребенка: в размере как на первого или как на второго ребенка?

Ответ. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в повышенном размере, установленном при рождении второго или последующих детей, – в размере 14 БПМ. Для назначения этого пособия учитываются все рожденные и усыновленные дети независимо от их возраста и воспитания в семье, в том числе умершие ранее дети.

При этом пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере, установленном на первого ребенка, поскольку для его назначения учитываются воспитываемые в семье дети, и только в возрасте до 18 лет.

Вопрос. Семья с ребенком в возрасте 1 года прибыла из Луганской области (Украина). Являются гражданами Украины, получили разрешение на временное проживание в Республике Беларусь. Отец ребенка устроился на работу, за него уплачиваются обязательные страховые взносы. Мать ребенка не работает, осуществляет за ребенком уход. Имеет ли семья право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

Ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (Указ № 420) комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности вправе принимать решения о назначении государственных пособий на детей гражданам Украины, прибывшим из Донецкой или Луганской областей, получившим разрешение на временное или постоянное проживание в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае отсутствия объективной возможности получения документов или сведений, подтверждающих получение (неполучение) пособий и иных выплат семьям, воспитывающим детей, на территории Украины.

Это означает, что указанным гражданам государственные пособия на детей назначаются по нормам законодательства Республики Беларусь – при наличии права на них и неполучении аналогичных пособий в Украине. Вместе с тем, Указом № 420 для таких граждан введено исключение – государственные пособия им назначаются также в случае невозможности документального подтверждения неполучения аналогичных пособий в Украине.

Таким образом, в отношении граждан Украины, прибывших из Донецкой и Луганской областей, для целей назначения государственных пособий на детей применяются нормы Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Закон № 7-З) и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (Положение № 569).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 7-З право на государственные пособия на детей имеют иностранные граждане:

постоянно проживающие в Республике Беларусь;

временно проживающие в Республике Беларусь – при условии уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование.

Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец в полной семье, родитель в неполной семье (ч.1 п.1 ст.11 Закона № 7-З). Поэтому указанные выше условия могут рассматриваться как в отношении отца, так и в отношении матери ребенка в полной семье. Статус проживания в Республике Беларусь одного из родителей в полной семье, родителя в неполной семье определяется на дату рождения ребенка.

Право на пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, определяется в отношении матери ребенка (п.1 ст.10 Закона № 7-З). Статус проживания в Республике Беларусь матери ребенка определяется на дату рождения ребенка.

Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье. Отец (отчим) в полной семье имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случаях, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 12 Закона № 7-З (например, если мать ребенка вышла на работу, а отец оформил отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и др.). Поэтому, если право на такое пособие определяется в отношении матери, а работа отца рассматривается только как место выплаты пособия, статус проживания в Республике Беларусь определяется в отношении матери ребенка.

Иные виды пособий назначаются только постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства – одному из родителей в полной семье, родителю в неполной семье.

 

Семейный капитал

Вопрос. В семье 6 детей, семья проживает в сельской местности. Можно ли предоставить в порядке исключения право досрочного использовать семейный капитал на приобретение автомобиля?

Ответ. Основная цель предоставления права на досрочное использование средств семейного капитала – решение самых первостепенных для многодетных семей вопросов. Это улучшение жилищных условий, инвестиции в образование и здоровье.

Использование средств семейного капитала на иные цели, в том числе в индивидуальном порядке, законодательством о семейном капитале не предусмотрено.

Дополнительно информируем, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2019 г. № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» родителям в многодетных семьях при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортного средства для личного пользования предоставляется льгота в виде возмещения 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате (однократно в течение года).

Вопрос. Многодетная семья проживает в частном доме, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий никто из членов семьи не состоит. Можно ли досрочно использовать семейный капитал для расширения жилого пространства за счет пристройки к дому и проведения к ней газового отопления? Можно ли погасить кредит, выданный пять лет назад на ремонт дома?

Ответ. На цели улучшения жилищных условий разрешено досрочное использование средств семейного капитала на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора.

После истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала, средства семейного капитала могут быть использованы на улучшение жилищных условий независимо от того, состоит ли семья на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе на:

капитальный ремонт и реконструкцию жилого помещения, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек (далее – капитальный ремонт жилого помещения);

погашение задолженности по кредиту, в том числе льготному, предоставленному на капитальный ремонт жилого помещения, и выплату процентов за пользование им.

Таким образом, поскольку семейный капитал является долгосрочной государственной поддержкой, предусмотренной после истечения 18 лет, досрочно его средства могут быть использованы при улучшении жилищных условий только в определенных случаях и теми семьями, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На капитальный ремонт и реконструкцию дома, строительство хозяйственных построек, погашения кредита на ремонт дома средства семейного капитала могут быть направлены после истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала, без каких-либо ограничений.

В настоящее время семьи, которые не относятся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут досрочно использовать средства семейного капитала в отношении любого члена семьи на такие цели, как получение образования, платные медицинские услуги.

 

Государственная адресная социальная помощь

Вопрос. Расскажите, что за планы по улучшению материального положения семьи разрабатываются комиссиями по предоставлению государственной адресной социальной помощи? Что они собой представляют и какие последствия невыполнения таких планов?

Ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» при вынесении решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни районной комиссией по предоставлению государственной адресной социальной помощи при необходимости разрабатывается план по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи.

В такой план включаются мероприятия с учетом конкретной ситуации для решения объективных проблем, которые мешают повысить уровень доходов семьи, и в основном касаются трудоустройства.

ВАЖНО!

При повторном обращении за указанными пособиями в случае невыполнения такого плана по необъективным причинам комиссия уполномочена принимать решение об отказе семье в предоставлении помощи.

Вопрос. Обязательно ли органы по труду, занятости и социальной защите должны обследовать материально-бытовые условия проживания перед принятием решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи?

Ответ.В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощью, обязательно проводится в следующих случаях:

  1. Если заявитель обратился за единовременным социальным пособием и не представил документальных подтверждений нахождения в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность. В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления указанной трудной жизненной ситуации.
  2. Если заявитель обратился за ежемесячным и (или) единовременным социальным пособием и по указанному им адресу проживают несколько семей (граждан), которые имеют общий лицевой счет, но ведут раздельное хозяйство, либо заявитель указывает состав семьи, который не соотносится с реальной ситуацией (сведениями из достоверных источников). В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления факта раздельного или совместного ведения хозяйства с другими семьями (гражданами).
  3. В ситуациях, когда заявитель скрывает сведения и (или) представляет недостоверные сведения о доходах, принадлежащем ему и членам семьи имуществе на праве собственности, о составе семьи, месте жительства, иные сведения, с которыми связано право на предоставление государственной адресной социальной помощи и (или) от которых зависит ее размер. При установлении указанных фактов сокрытия и (или) представления недостоверных сведений такие граждане (семьи) лишаются права на обращение за государственной адресной социальной помощью в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца принятия решения об отказе в предоставлении государственной адресной социальной помощи.

Вопрос. При наступлении каких жизненных ситуаций можно получить государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия?

Ответ. Единовременное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудной жизненной ситуации, является открытым.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье на получение единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

Вопрос. Может ли дополнительно предоставляться государственная адресная социальная помощь в виде единовременного социального пособия, если семьей реализовано право на получение ежемесячного социального пособия?

Ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (Указ № 41) семьи имеют право на одновременное предоставление различных видов государственной адресной социальной помощи при наличии условий их предоставления.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) на основании двух условий:

среднедушевой доход семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала;

наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).

При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье на получение государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

При соблюдении указанных выше условий, комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи местного исполнительного и распорядительного органа может принять соответствующее решение о предоставлении семье единовременного социального пособия.

Вопрос. В семье воспитывается ребенок-инвалид. По закону мы имеем право на материальную поддержку государства для покупки подгузников. Однако нам было отказано в помощи в связи с тем, что подгузники были приобретены в России. Подскажите, правомерно ли нам отказали?

Ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется детям-инвалидам, имеющим 4 степень утраты здоровья, нуждающимся по медицинским показаниям в подгузниках.

Подпунктом 2.33.2 пункта 2.33 перечня административных процедур, осуществляемых государственными и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» определено, что для получения такого пособия гражданами предоставляются документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь.

Таким образом, указанное социальное пособие предоставляется на основании соответствующих документов (кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону и др.) на подгузники, приобретенные в Республике Беларусь.

Вопрос. Я одна воспитываю ребенка. Отцовство установлено, но отношений с отцом ребенка давно не поддерживаю. Когда я обратилась за ежемесячным социальным пособием, мне сказали, что я должна обратиться в суд за взысканием алиментов на ребенка, а затем за помощью. Подскажите, правомерно ли это?

Ответ. Законодательством по государственной адресной социальной помощи установлены дополнительные условия предоставления ежемесячного социального пособия.

Такое пособие не предоставляется семьям, в которых родитель не реализовал свое право на получение в соответствии с законодательством алиментов. В соответствии со статьей 91 Кодекса о браке и семье родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Таким образом, прежде чем обратиться за государственной адресной социальной помощью в виде ежемесячного социального пособия, родитель, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, обязан предпринять меры по привлечению к содержанию детей другого родителя.

Вопрос: Воспитываю троих несовершеннолетних детей, 6 месяцев получала ежемесячное социальное пособие. Могу ли я получать такое пособие более длительный срок?

Ответ. С 1 сентября 2020 года Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 171 в системе государственной адресной социальной помощи для многодетных семей увеличена продолжительность периода предоставления ежемесячного социального пособия с 6 до 12 месяцев и повышен критерий нуждаемости со 100 до 115 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Вопрос. Досматриваю маму, которой 90 лет. Она инвалид I группы, и мы регулярно получаем пособие на предметы гигиены. При этом заявление пишу я от имени мамы, а мама только расписывается, хотя и это ей очень сложно. Могу ли я подать такое заявление без присутствия мамы?

Ответ. Обратиться с заявлением о предоставлении социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников инвалидам I группы могут также совершеннолетние члены семьи. Для этого необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения.

Такими документами могут быть:

свидетельство о рождении;

письменное соглашение о признании членом семьи;

свидетельство о заключении брака;

свидетельство об усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) решения суда об усыновлении (удочерении);

справка органа, регистрирующего акты гражданского состояния, содержащая сведения из записей актов гражданского состояния, подтверждающая родственные отношения, заключение брака.

Вопрос. Мой сын отбывает наказание в местах лишения свободы. Он инвалид I группы и пользуется предметами гигиены. Как можно организовать выплату ему социального пособия на подгузники?

Ответ. При наличии соответствующего медицинского заключения Вашему сыну может быть предоставлено социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников.

В таком случае, заявление подается уполномоченным работником исправительного учреждения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется путем перечисления денежных средств на текущий счет исправительного учреждения, открытый в филиале ОАО АСБ «Беларусбанк» для учета личных денег лиц, отбывающих наказание, и зачисляется на их лицевой счет.

Пособие предоставляется 4 раза в год (не чаще одного раза в месяц) в размере не более 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения исходя из документально подтвержденных фактических расходов на приобретение предметов гигиены.

 

Опека и попечительство

Вопрос. Каким образом можно установить опеку или попечительство над совершеннолетними гражданами, которые по решению суда признаны недееспособными или ограниченно дееспособными?

Ответ. В судебном порядке могут быть признаны недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства (заболевания) не могут понимать значение своих действий или руководить ими, а также лица, которые в связи с заболеванием находятся в бессознательном состоянии. Над ними устанавливается опека.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, а также лица, у которых вследствие психического расстройства (заболевания) ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими, могут быть ограничены судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство.

Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.

Для решения вопроса об установлении опеки (попечительства) над совершеннолетним лицом гражданину необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган с предоставлением следующих документов: 

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители);

автобиография кандидата в опекуны (попечители);

одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм;

медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители); 

документ, подтверждающий наличие основания назначения опеки или попечительства.